Согласно исследованию из Стэнфордского университета, дети младшего возраста в США зачастую начинают лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) с назначения медикаментов, минуя необходимую поведенческую терапию. Это противоречит официальным рекомендациям Американской академии педиатрии, согласно которым сначала стоит попробовать именно поведенческую терапию.
Анализ записей более 10 тысяч маленьких пациентов в возрасте 4–5 лет показал, что почти половина из них принимала лекарства уже в течение месяца после установления диагноза. Однако эксперты настаивают на том, что перед приемом медикаментов необходимо сначала попробовать поведенческую терапию, продолжающуюся минимум 6 месяцев.
Ведущий автор исследования, детский врач Яир Беннетт, подчеркнул: «Сначала следует попробовать поведенческую терапию, которая полезна как для детей, так и для их семей».
В ходе поведенческой терапии дети и их родители учатся адаптировать окружающую обстановку и формировать полезные привычки, соответствующие особенностям работы мозга. Программа включает тренинг для родителей, методы положительного поощрения и инструменты планирования, такие как визуальные графики.
Препараты же оказывают лишь временный эффект, воздействуя непосредственно на симптомы гиперактивности и рассеянности, но не решая проблему долговременно. Более того, у детей до 6 лет медикаменты часто вызывают негативные побочные эффекты, такие как раздражительность, агрессия и вспыльчивость, что может заставить отказаться от дальнейшего лечения.
Только около 14% детей начали принимать лекарства спустя требуемые 6 месяцев после постановки диагноза, как это предусмотрено рекомендациями.
Эксперты объяснили сложившуюся ситуацию нехваткой специалистов по поведенческой терапии и проблемами с оплатой услуг страховыми компаниями в США. Врачи часто вынуждены назначать лекарства, боясь оставить ребенка без необходимой помощи.
Тем не менее, ранняя диагностика и поведенческая терапия приносят ощутимую пользу, снижая риск образовательных трудностей и проблем в будущем, таких как проблемы с трудоустройством и взаимоотношениями. Именно поэтому специалисты подчеркивают важность увеличения доступности программ поведенческой терапии, включая онлайн-курсы для родителей.
Хотя исследование сконцентрировано на дошкольниках, эксперты подчеркнули, что комбинация поведенческой терапии и медикаментов дает лучший результат у пациентов всех возрастов. Поведенческая терапия формирует долгосрочные навыки, а медикаменты помогают контролировать симптомы в повседневной жизни. Однако никакие лекарства не заменят необходимых навыков, обеспечивающих полноценное развитие и независимость ребенка.