Одним из центральных прав инвалидов в международном законодательстве признается право на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей. Право на получение образования детьми-инвалидами закреплено на законодательном уровне. Исполнение законодательства в этой сфере контролируется органами Минобрнауки.
При этом, положения конвенции о правах инвалидов устанавливают, что:
дети-инвалиды не могут быть исключены из системы общего образования по причине инвалидности;
должны иметь равный с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания;
условия обучения должны учитывать индивидуальные потребности инвалида, а также должны быть приняты эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию;
в рамках системы общего образования дети-инвалиды должны получать требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;
В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено положение о том, что Российское государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание им необходимых условий для его получения. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» особо оговаривается, что на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления должны обеспечиваться необходимые условия доступности в сфере образования инвалидов, а также для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, в том числе посредством организации инклюзивного образования таких лиц.
Органы государственной власти и образовательные организации обязаны подробно информировать о получении общего образования инвалидов и их родителей (законных представителей) по всем вопросам. Также они должны информировать о получения профессионального образования, профессионального обучения и реабилитации инвалидов, оказывать психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования.
Если ребенок-инвалид не может проходить обучение по основным общеобразовательным программам в образовательном учреждении, ему предоставляется возможность обучаться на дому.
Решение о переводе детей-инвалидов на домашнее обучение принимается соответствующим отделом образования местной администрации с согласия родителей или иных законных представителей ребенка. Для организации обучения детей-инвалидов на дому необходимы следующие документы:
письменное заявление от родителей (законных представителей) ребенка;
заключение врачебной комиссии медицинской организации о нуждаемости ребенка в обучении на дому по медицинским показаниям.
На сегодняшний день сохраняет свое действие Перечень заболеваний, наличие которых дает право на специальные условия получения образования для детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому, утвержденный совместным письмом Министерства просвещения РСФСР от 8 июля 1980 г. № 281-М и Министерства здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980 г. № 17-13-186.
Так, согласно этом перечню,на домашнее образование могут претендовать дети-инвалиды со следующими особенностями:
Тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата после перенесенного полиомиелита.
Тяжелые остаточные явления после перенесенного энцефаломиелита и полирадикулоневрита.
Хирургические заболевания:
Спинномозговая грыжа с параличом нижних конечностей и расстройством функции тазовых органов.
Дневное недержание мочи различной этиологии (эктопия мочевого пузыря, тотальная эписпадия, атония мочевых путей — декомпенсированная форма).
Атрезия заднего прохода с недержанием кала.
Параличи нижних конечностей при различных заболеваниях.
Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата в момент нахождения в кокситной гипсовой повязке (хронический остеомиелит, костно-суставной туберкулез).
Состояние после операции на опорно-двигательном аппарате по поводу врожденных заболеваний или травм в случае затруднения передвижения до окончания лечения.
Нарушение опорно-двигательного аппарата с невозможностью передвижения.
Кожные заболевания:
Экземы, распространенные в состоянии обострения.
Диффузные нейродермиты в состоянии обострения.
Псориатические эритродермии.
Артропатический псориаз.
Пруриго Гебра.
Дерматит Дюринга (в период обострения).
Ихтиозоформная эритродермия.
Эпидермолизис буллеза (тяжелые формы).
Акродерматит энтерпатика (тяжелые формы).
Острая красная волчанка.
Прогрессирующая распространенная склеродермия.
Психоневрологические заболевания:
Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в стадии обострения.
Эпилепсия в стадии обострения.
Неврозы, реактивные состояния, неврозоподобные состояния, в том числе энкопрез, стойкий дневной энурез, тяжелое заикание в стадии декомпенсации.
Выраженные энцефалоастенические проявления различной этиологии (травматической, инфекционной, соматической).
Психопатии, психопатоподобные состояния в стадии декомпенсации.
Не дается право на индивидуальную организацию и предоставление домашнего образования инвалидам со слабоумием в степени имбецильности.
Показания для индивидуального образования детей-инвалидов в России на дому по программе вспомогательной школы возможно при следующих заболеваниях:
1. Олигофрения в степени дебильности, осложненная следующими синдромами:
развернутыми дневными эпилептическими припадками;
нарушениями опорно-двигательного аппарата;
выраженным энцефалоастеническим состоянием;
синдромом двигательной расторможенности;
энкопрезом и дневным энурезом;
реактивным состоянием.
2. Эпилепсия со слабоумием (развернутые дневные припадки).
3. Шизофрения, дефектное состояние в стадии декомпенсации.
4. Травматическое и эндокринологическое слабоумие в стадии декомпенсации.
5. Текущие органические процессы в состоянии обострения.
Также в законе по обеспечению доступности для инвалидов общего образования существуют показания для освобождения от обучения на длительное время (полный учебный год) учащихся, страдающих психоневрологическими заболеваниями.
Оформление инвалидности ребенку. Информация для родителей о трудовых гарантиях и льготах. Обучение детей с ОВЗ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 20.02.2006 №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», заключение о присвоении статуса дается медико-социальной экспертизой (МСЭ). Направление выдает лечащий врач, опираясь на диагностические исследования, результаты лечения и реабилитации.
Согласно Постановлению Правительства № 95, выдать направление на МСЭ могут также органы социальной защиты, но только при наличии медицинских документов, которые подтверждают нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.
Для прохождения медико-социальной экспертизы потребуются следующие документы:
заявление (дети старше 14 лет по возможности заполняют и подписывают сами, за более
документ, удостоверяющий личность, либо его заверенная копия (для детей младше 14
паспорт родителя или опекуна (документ об установлении опеки);
направление на МСЭ или справка об отказе в направлении;
медицинские документы, необходимые для установления причины инвалидности. Если по
СНИЛС
Подать заявление и перечисленные документы в бюро МСЭ родители могут либо сами, либо через Единый портал госуслуг.
Если из приложенных к заявлению документов чего-то не хватает, то недостающие бумаги нужно донести в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления.
По результатам рассмотрения представленных документов специалисты бюро МСЭ направят родителям приглашение для проведения экспертизы с указанием даты, времени и места. Приглашение может быть передано на бумажном носителе, в форме электронного документа (например, на портале госуслуг), а также, с согласия родителей, по телефону, в том числе посредством СМС-сообщений, либо заменено на талон, о чем на заявлении должна быть сделана соответствующая пометка.
Заявление о проведении медико-социальной экспертизы может рассматриваться до одного месяца со дня подачи. Дольше решение приниматься не может.
Медико-социальная экспертиза проводится в бюро МСЭ по месту жительства, в отдельных случаях на дому или заочно.
Родителям ребенка, признанного инвалидом, выдаются:
справка, подтверждающая факт установления инвалидности;
индивидуальная программа реабилитации.
Датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления о проведении МСЭ. Инвалидность действует до 1 числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной МСЭ (переосвидетельствования).
Одним из центральных прав инвалидов в международном законодательстве признается право на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей. Право на получение образования детьми-инвалидами закреплено на законодательном уровне. Исполнение законодательства в этой сфере контролируется органами Минобрнауки.
При этом, положения конвенции о правах инвалидов устанавливают, что:
дети-инвалиды не могут быть исключены из системы общего образования по причине инвалидности;
должны иметь равный с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания;
условия обучения должны учитывать индивидуальные потребности инвалида, а также должны быть приняты эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию;
в рамках системы общего образования дети-инвалиды должны получать требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;
В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено положение о том, что Российское государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание им необходимых условий для его получения. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» особо оговаривается, что на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления должны обеспечиваться необходимые условия доступности в сфере образования инвалидов, а также для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, в том числе посредством организации инклюзивного образования таких лиц.
Органы государственной власти и образовательные организации обязаны подробно информировать о получении общего образования инвалидов и их родителей (законных представителей) по всем вопросам. Также они должны информировать о получения профессионального образования, профессионального обучения и реабилитации инвалидов, оказывать психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования.
Если ребенок-инвалид не может проходить обучение по основным общеобразовательным программам в образовательном учреждении, ему предоставляется возможность обучаться на дому.
Выплаты родителям детей-инвалидов
С 1 июля 2019 года ежемесячная выплата родителям детей-инвалидов увеличилась с 5,5 до 10 тысяч рублей. Данная выплата положена одному из родителей ребёнка. Обязательное условие — этот человек должен быть трудоспособен, но не работать. Компенсацию может получать либо папа, либо мама ребёнка (но не вместе) и только в период ухода. Начисляется указанная выплата вместе с пенсией ребёнка.
Весь период ухода засчитывается родителю в страховой стаж — по 1,8 балла за каждый год.
Согласно положению статьи 1 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ о присвоении инвалидности детям, инвалидом считается ребенок, имеющий нарушение здоровья, связанное с расстройством функций организма.
Независимо от того, каким заболеванием страдает ребенок и на какой стадии находится развитие патологии, согласно этому закону, он может получить эту категорию в возрасте до 18 лет при выполнении одного из этих пунктов:
Отмечается постоянное расстройство нормального функционирования организма, вызванное
Нет возможности самостоятельно жить, двигаться, разговаривать, учиться, работать и
Имеется потребность в социальной защите со стороны государства.
Категория инвалидности присваивается не навсегда, а на определенный период. Согласно Федеральному Закону, в России инвалидность может присваиваться на 1 год, 2 года и 16 лет. Затем потребуется заново проходить обследование с целью подтверждения инвалидности. Период, когда ребенок принадлежит к этой категории граждан, он имеет право на получение социальной пенсии, сумма которой с каждым годом индексируется.
Попадают в категорию инвалидности дети с таким перечнем заболеваний и функциональных расстройств организма:
психические расстройства;
нарушение работы сенсорной системы организма;
внешние физические уродства;
отсутствие нормального функционирования языка и речи;
нарушение функций организма, связанных с возможностью передвижения;
нарушенная работа органов пищеварения, сердца, сосудов, дыхательной, эндокринной,
заболевания, связанные с нарушением мочевыделительной функции;
нарушение функций кожи и связанные с ним заболевания.
Полный перечень диагнозов, которые дают основание присвоить категорию «ребенок-инвалид», приведены в Постановлении Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 27.06.2019) "О порядке и условиях признания лица инвалидом".
вопрос-ответ
Смотрите также
Полезные советы