Дети с инвалидностью

Оформление инвалидности ребенку. Информация для родителей о трудовых гарантиях и льготах. Обучение детей с ОВЗ.

Какие документы требуются для оформления инвалидности у ребенка?

Согласно Постановлению Правительства РФ от 20.02.2006 №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», заключение о присвоении статуса дается медико-социальной экспертизой (МСЭ). Направление выдает лечащий врач, опираясь на диагностические исследования, результаты лечения и реабилитации.

Согласно Постановлению Правительства № 95, выдать направление на МСЭ могут также органы социальной защиты, но только при наличии медицинских документов, которые подтверждают нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.


Для прохождения медико-социальной экспертизы потребуются следующие документы:

  • заявление (дети старше 14 лет по возможности заполняют и подписывают сами, за более

  • младших это делают законные представители);

  • документ, удостоверяющий личность, либо его заверенная копия (для детей младше 14

  • лет — свидетельство о рождении, старше 14 лет — паспорт);

  • паспорт родителя или опекуна (документ об установлении опеки);

  • направление на МСЭ или справка об отказе в направлении;

  • медицинские документы, необходимые для установления причины инвалидности. Если по

  • состоянию здоровья родители с ребенком не могут явиться в бюро МСЭ, в связи с чем
  • экспертиза проводится на дому, необходимо предоставить заключение государственной
  • клиники, подтверждающее эти основания.

  • СНИЛС

Подать заявление и перечисленные документы в бюро МСЭ родители могут либо сами, либо через Единый портал госуслуг.

Если из приложенных к заявлению документов чего-то не хватает, то недостающие бумаги нужно донести в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления.

По результатам рассмотрения представленных документов специалисты бюро МСЭ направят родителям приглашение для проведения экспертизы с указанием даты, времени и места. Приглашение может быть передано на бумажном носителе, в форме электронного документа (например, на портале госуслуг), а также, с согласия родителей, по телефону, в том числе посредством СМС-сообщений, либо заменено на талон, о чем на заявлении должна быть сделана соответствующая пометка.

Заявление о проведении медико-социальной экспертизы может рассматриваться до одного месяца со дня подачи. Дольше решение приниматься не может.

Медико-социальная экспертиза проводится в бюро МСЭ по месту жительства, в отдельных случаях на дому или заочно.

Родителям ребенка, признанного инвалидом, выдаются:

  • справка, подтверждающая факт установления инвалидности;

  • индивидуальная программа реабилитации.

Датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления о проведении МСЭ. Инвалидность действует до 1 числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной МСЭ (переосвидетельствования).

Одним из центральных прав инвалидов в международном законодательстве признается право на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей. Право на получение образования детьми-инвалидами закреплено на законодательном уровне. Исполнение законодательства в этой сфере контролируется органами Минобрнауки.

При этом, положения конвенции о правах инвалидов устанавливают, что:

    дети-инвалиды не могут быть исключены из системы общего образования по причине инвалидности;

    должны иметь равный с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания;

    условия обучения должны учитывать индивидуальные потребности инвалида, а также должны быть приняты эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию;

    в рамках системы общего образования дети-инвалиды должны получать требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;

В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено положение о том, что Российское государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание им необходимых условий для его получения. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» особо оговаривается, что на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления должны обеспечиваться необходимые условия доступности в сфере образования инвалидов, а также для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, в том числе посредством организации инклюзивного образования таких лиц.

Органы государственной власти и образовательные организации обязаны подробно информировать о получении общего образования инвалидов и их родителей (законных представителей) по всем вопросам. Также они должны информировать о получения профессионального образования, профессионального обучения и реабилитации инвалидов, оказывать психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования.

Если ребенок-инвалид не может проходить обучение по основным общеобразовательным программам в образовательном учреждении, ему предоставляется возможность обучаться на дому.

Подробнее
Трудовые гарантии для родителей детей-инвалидов
  • На основании ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за ребенком-инвалидом предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Выходные предоставляются по письменному заявлению и могут быть использованы одним из родителей либо разделены ими между собой по своему усмотрению. Каждый дополнительный выходной день оплачивается в размере среднего заработка.
  • Одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по его желанию в удобное для него время (ст. 262.1 ТК РФ).
  • В соответствии со ст. 93 ТК РФ по просьбе родителя (опекуна, попечителя), воспитывающего ребенка-инвалида, работодатель обязан установить ему неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю. Труд работника при этом оплачивается пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ. Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.
  • Работников, имеющих детей-инвалидов, разрешается направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни только с их письменного согласия (ст. 259 ТК РФ).
  • Специальные гарантии установлены на случай возможного увольнения работника, воспитывающего ребенка-инвалида. Так, не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с одинокими матерями, воспитывающими ребенка-инвалида до восемнадцати лет, другими лицами, воспитывающими детей-инвалидов без матери. В частности, такой родитель не может быть уволен в случае непрохождения аттестации как не соответствующий занимаемой должности или выполняемой работе. Исключение из данного запрета составляют лишь случаи ликвидации предприятия или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, либо совершения работником ряда виновных действий, увольнение за которые предусмотрено трудовым законодательством (ст.261 ТК РФ).

Выплаты родителям детей-инвалидов

С 1 июля 2019 года ежемесячная выплата родителям детей-инвалидов увеличилась с 5,5 до 10 тысяч рублей. Данная выплата положена одному из родителей ребёнка. Обязательное условие — этот человек должен быть трудоспособен, но не работать. Компенсацию может получать либо папа, либо мама ребёнка (но не вместе) и только в период ухода. Начисляется указанная выплата вместе с пенсией ребёнка.

Весь период ухода засчитывается родителю в страховой стаж — по 1,8 балла за каждый год.

Согласно положению статьи 1 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ о присвоении инвалидности детям, инвалидом считается ребенок, имеющий нарушение здоровья, связанное с расстройством функций организма.


Независимо от того, каким заболеванием страдает ребенок и на какой стадии находится развитие патологии, согласно этому закону, он может получить эту категорию в возрасте до 18 лет при выполнении одного из этих пунктов:

  • Отмечается постоянное расстройство нормального функционирования организма, вызванное

  • травмой, родами или болезнью.

  • Нет возможности самостоятельно жить, двигаться, разговаривать, учиться, работать и

  • выполнять действия, направленные на уход за собой.

  • Имеется потребность в социальной защите со стороны государства.

Категория инвалидности присваивается не навсегда, а на определенный период. Согласно Федеральному Закону, в России инвалидность может присваиваться на 1 год, 2 года и 16 лет. Затем потребуется заново проходить обследование с целью подтверждения инвалидности. Период, когда ребенок принадлежит к этой категории граждан, он имеет право на получение социальной пенсии, сумма которой с каждым годом индексируется.


Попадают в категорию инвалидности дети с таким перечнем заболеваний и функциональных расстройств организма:

  • психические расстройства;

  • нарушение работы сенсорной системы организма;

  • внешние физические уродства;

  • отсутствие нормального функционирования языка и речи;

  • нарушение функций организма, связанных с возможностью передвижения;

  • нарушенная работа органов пищеварения, сердца, сосудов, дыхательной, эндокринной,

  • кровеносной, иммунной систем;

  • заболевания, связанные с нарушением мочевыделительной функции;

  • нарушение функций кожи и связанные с ним заболевания.


Полный перечень диагнозов, которые дают основание присвоить категорию «ребенок-инвалид», приведены в Постановлении Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 27.06.2019) "О порядке и условиях признания лица инвалидом".

вопрос-ответ

Скрыть