В каком возрасте отдавать ребенка в школу

Когда родителям задают вопрос «В каком возрасте вы планируете отдавать ребенка в школу?», для многих из них ответ очевиден – ребенку исполняется 6-7 лет, и можно отправлять его постигать науки. В нашей культуре это принятый всеми возраст, и отступать от этих традиций странно, непривычно, а иногда и стыдно.

 

Однако не всегда планы родителей совпадают с реальными возможностями ребенка. Достигнув школьного возраста, он иногда бывает попросту не готов к поступлению в первый класс. При этом понятие «готов» включает в себя не социальные нормы и ориентиры, а внутренние индивидуальные психологические особенности каждого отдельного ребенка. Это и достаточная зрелость интеллекта, и особенности кругозора, и эмоциональная готовность, и адекватность в социальных контактах.

 

Тем не менее, родители, как правило, ориентируются именно на интеллектуальную готовность: читает, много знает, хорошо говорит. При этом упускаются другие важные моменты. Например, у ребенка могут быть хорошо развиты память и мышление, но обучение в школе, вдруг, начинает вызывать у него массу трудностей. Еще меньше внимания родителями уделяется такому вопросу как эмоциональная готовность ребенка к обучению. Такой вроде бы такой веселый и беззаботный в садике, в школе он вдруг становится грустным, замкнутым, быстро устает, капризничает, начинает болеть и, в конце концов, вообще не хочет идти учится.

 

По утверждению детских психологов, если не брать в расчет родительские амбиции, искажающие общую картину, реально к обучению с 6 лет готовы не более 10% детей. Это значит, что у остальных 90% неизменно возникнут проблемы с усвоением материала и успеваемостью.

 

Кроме того, школа – это не детский сад, где после 10-минутных занятий можно побегать и развеяться. Уроки длятся по 30 минут.  Все это время необходимо сидеть смирно, напрягая спину и зрение, а потом еще около часа заниматься дома. Педиатры ответственно заявляют, что позвоночник шестилетки еще не готов к таким нагрузкам. Почти у всех ребят, кто пошел в школу до 7 лет, наблюдаются нарушения осанки.

 

Даже если вы уверены, что ваш ребенок и физически, и эмоционально развит для поступления в первый класс, вот несколько признаков, свидетельствующих о том, что ваш шестилетний малыш, действительно, готов к школе:

  • ребенок хорошо читает, считает и, возможно, уже пишет;
  • ребенок здоров, он не относится к часто болеющим детям;
  • у него нет таких проявлений, как гиперактивность, синдром дефицита внимания, аутизм, задержка психического развития;
  • ребенок социально адаптирован, он легко налаживает контакты и, желательно, имеет опыт посещения детских дошкольных учреждений
  • ребенок хорошо ориентируется в окружающем мире;
  • ребенок владеет связной речью, не заикается, имеет достаточный для своего возраста словарный запас;
  • у ребенка адекватная самооценка, низкая тревожность и утомляемость, невысокая эмоциональная возбудимость;
  • дорога в школу не слишком долгая, не более 20-30 минут – иначе ребенок устанет еще до начала учебного дня.

 

Помимо прочих факторов, надо учитывать здоровье и иммунную нагрузку ребенка, ведь первоклассник должен быть сильным и морально, и физически, чтобы противостоять различным инфекциям, которые неизбежны в большом коллективе.

 

Детские психологи используют специальную методику, c помощью которой перед школой у ребенка можно выявить степень готовности к процессу обучения. Если вы сомневаетесь, когда отдавать ребенка в школу, проконсультируйтесь со специалистом - он проверит потенциал вашего чада. Если психолог выпишет заключение, что малыш к учебному процессу готов, то можно отдать его в шестилетнем возрасте. А если нет, то лучше все же подождать, пока созреет нервная система, а детский организм наберется сил и окрепнет. В предшкольный год родители должны предпринять все возможное для укрепления здоровья дошкольника, а также для расширения кругозора своего ребенка.

 

Многие педагоги и психологи рекомендуют родителям отдавать детей в школу не ранее семи лет. Учеба - это серьезный процесс, и чем сознательнее будет малыш к его началу, тем значительных результатов он сможет добиться. У семилетки есть ряд преимуществ по отношению детям младшего возраста:

  • его мелкая моторика кисти и пальчиков готова к воспроизведению букв, цифр и прочих элементов, которые соответствуют возрасту;
  • он хочет в школу, потому что туда ходят все его одногодки;
  • он может удержать внимание более 15 минут на тематике урока;
  • его физическое развитие лучше, чем у 5-6-леток;
  • его иммунитет лучше сформирован к этому возрасту.

 

В семь ребенок уже ответственно относится к выполнению поручений, а на шестилетнего малыша эта ответственность сваливается неожиданно, вызывая стресс.

 

Тенденция отдавать ребенка в школу с 8 лет также негативно сказывается на первокласснике. На фоне сверстников он выглядит переростком, что значительно усложняет адаптацию. К тому же, может оказаться, что восьмилетний первоклассник уже умеет хорошо писать и читать, а, значит, он будет скучать на уроках. Такие дети просто потеряют интерес к школьным занятиям.

 

Естественно, это обобщенные характеристики, поэтому перед тем, как принять решение, когда отдавать ребенка в школу, родители должны взвесить все за и против, проконсультироваться с врачом и психологом.