Ранее неверно считалось, что аутизм – это вид детской шизофрении, со всеми вытекающими печальными последствиями, вплоть до применения медикаментозного вмешательства. Однако по мере изучения стало приходить понимание, что это такое, и можно корректировать этот недуг.
Последние исследования показывают, что один из восьмидесяти восьми детей страдает данным отклонением, причем среди мальчиков недуг встречается в разы чаще.
Аутизм является врожденным пороком. Предположительно это связано со сбоем в генетике. Однако абсолютно точно можно утверждать, что аутизм никак не связан с воспитанием, и его причиной не может быть приобретенная душевная травма.
Проявляется аутизм в первые три года жизни малыша. Заподозрить его можно уже с полутора лет, и чем раньше начинается терапия, тем благоприятнее прогноз.
Как ни печально это признавать, но в настоящее время в нашей стране отсутствует развитая государственная программа по поддержке и реабилитации детей-аутистов. А потому выявление и коррекция аутистического типа развития ребенка становится задачей, решать которую должны в первую очередь родители. И потому важно, чтобы они точно знали симптомы, по которым можно предположить у малыша аутизм.
- Самое основное, что проявляется при данном нарушении развития – это трудности коммуникации. Ребенок либо совсем не реагирует на обращение к нему, либо отзывается очень избирательно. Если позвать такого ребенка по имени, в то время, когда он увлечен своим занятием, скорее всего он отреагирует раза с десятого. В лучшем случае. Но если сказать, например, «Петя, держи шоколадку», отреагирует моментально.
- Второе, что часто отмечается у детей с аутистическим типом развития – это сниженный зрительный контакт. Совсем не обязательно, что ребенок абсолютно избегает зрительного контакта - он просто может делать это значительно реже, чем другие дети. Например, может задать вопрос, и, не дождавшись ответа, тут же перевести взгляд и смотреть на что-то с отсутствующим видом. Иногда, зрительный контакт устойчив, однако ребенок не учитывает невербальные знаки и мимику собеседника и не соотносит с ними свое поведение. Аутисты в принципе не понимают выражений лиц, интонаций голоса, различных жестов. Они каждое слово воспринимают буквально, поэтому просто не способны понять значение идиом, поговорок, сарказма, шуток.
- Ребенок не использует или очень поздно начинает использовать указательный жест, чтобы обратить внимание окружающих его людей на то, что привлекло его внимание, вызвало интерес (то есть не выражает жестами и не готов разделить эмоцию удивления - "ой, какая собака огромная, посмотри скорее!"). При этом ребенок может использовать указательный жест, когда хочет получить желаемый предмет (такой жест, подразумевающий «дай, хочу» называется протоимперативным), либо показывать рукой в нужном направлении или брать руку находящегося рядом человека, чтобы воспользоваться ей как подходящим инструментом
Кроме того, существуют еще некоторые аспекты, на которые стоит обратить внимание родителям:
- Нарушение мышечного тонуса (гипотонус или, напротив, гипертонус)
- Расстройство сна и аппетита
- Отсутствие реакции на физический дискомфорт
- Отсутствие эмоциональной реакции на маму, ее голос и присутствие
- Отсутствие позы готовности при взятии на руки
- В некоторых случаях: аффективный симбиоз с матерью
- Повышенная реакция на раздражители, не обращенные к ребенку: например, малыш пугается или раздражается на звук пылесоса или фена, которые работают в другой комнате
- Напротив: ребенок проявляет себя достаточно пассивно, проявляет мало эмоций, не смеется, не «гулит»
Важно отметить, что наличие какого-либо из вышеперечисленных признаков еще вовсе не говорит о том, что ребенок страдает аутизмом. Однако, если родители замечают у своего малыша двух и более из вышеперечисленных типов поведения – необходимо как можно раньше обратиться к специалисту. Своевременное начало терапии, проведение развивающих коррекционно-педагогических занятий мобилизует ресурсы детского организма и восстанавливает его. При правильной скоординированной работе родителей и детского психотерапевта со временем у ребенка восстанавливаются все нарушенные сферы: эмоциональная, моторная и речевая.
Если вас заинтересовал этот материал, больше информации вы можете найти на нашем портале в разделе "Инва-инфо" - "Аутизм"