Умственная отсталость относится к числу разнородных состояний с различной степенью и по различным причинам нарушает жизнедеятельность человека его возрастной группы из-за дефекта познавательных способностей.

Люди с умственной отсталостью в своем интеллектуальном развитии находятся ниже общепринятой нормы.

Причины умственной отсталости

Интеллект человека зависит от его наследственности и условий окружающей среды, в которой он находится. К сожалению, точные механизмы возникновения такого явления науке пока не известны. Но, установлены факторы риска, которые значительно увеличивают вероятность умственной усталости:

  • Перенесенные вирусные инфекции, плохое питание, лучевая терапия, злоупотребление алкоголем и табаком, применение некоторых лекарств во время беременности.

  • Хромосомные аномалии.

  • Наследственные заболевания.

  • Преждевременные роды и родовые травмы.

  • Недостаток кислорода у плода во время родов.

Симптомы умственной отсталости

  • Задержка психического развития.

  • Неадекватность и неустойчивость эмоций.

  • Недоразвитие познавательных процессов.

  • Некритичность и конкретность мышления.

  • Нарушения в восприятии и внимании.

  • Системная недоразвитость речи.

  • Снижение интеллекта.

Диагностика умственной отсталости

Поскольку такой диагноз повлияет на всю дальнейшую жизнь человека, при его установке требуется всестороннее и тщательное проведение исследований.

Подозрения на психическое недоразвитие может появиться к третьему году развития ребенка, когда он приобретает речевые и умственные навыки.

Для умственно отсталых детей характерно:

  • Опоздание таких навыков, как: держание головы, ползанье, лепет, гуление, произнесение фраз и слогов.

  • Проявление импульсивных крайних эмоциональных реакций.

  • Преобладание конкретного мышления над абстрактным.

К диагностическим мероприятиям относится:

  • Составление родословной.

  • Цитогенетическое обследование.

  • Измерение интеллекта при помощи стандартизированных тестов.

  • Психометрическое тестирование.

Во время беременности женщинам старше 35 лет назначается УЗИ, анализ ворсинок хориона, измерение уровня альфа-фетопротеина в крови.

Терапия умственной отсталости

Основное направление лечения этого заболевания – реабилитация детей во время педагогического процесса. Для этого родителям необходимо устроить ребенка в учреждение, которое обучает таких особенных детей по специальной программе. При этом контакт между родителями и детьми должен сохраняться. Дети должны расти в обстоятельствах, когда обучающая программа соответствует их возможностям.

В процессе обучения детей в таких специализированных учреждениях контроль за их состоянием проводят детские психиатры.

Для детей с легкой степенью умственной отсталости используется программа с упором на конкретно-наглядные методы обучения. Это позволяет им адаптироваться к окружающей обстановке.

Для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости используется программа по механическому заучиванию букв и порядкового счета. Поскольку у них отсутствует возможность творческого применения своих знаний, их обучают простейшим трудовым навыкам, который они могут использовать, но под контролем.

Для детей с легкой степенью умственной отсталости характерна почти полная неразвитость речи и мышления, поэтому их невозможно обучить, им требуется постоянный надзор и уход.

Консервативное лечение, которое назначается при этом заболевании направлено на снятие психотических и психопатоподобных симптомов.