Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение психического и психологического развития в детском возрасте. Заключается в снижении темпа развития и его отставания от нормы у отдельных психических функций – мнестической (функция памяти), когнитивной, речевой, эмоционально-волевой – или их сочетаний. Задержка психического развития характерна для детей младшего школьного возраста; если же клиническая картина заболевания сохраняется и прогрессирует в более старшем возрасте, то о ней говорят уже в рамках умственной отсталости.

Задержку психического развития принято дифференцировать на:

  • ЗПР конституционального происхождения;

  • ЗПР соматогенного происхождения;

  • ЗПР психогенного происхождения;

  • ЗПР церебрально-органического происхождения.

Группы риска: дети, находящиеся в неблагоприятных условиях развития или перенесшие родовые травмы.

Причины задержки психического развития

  • Дородовая, внутриутробная травматизация центральной нервной системы, интоксикация или инфицирование;

  • органически обусловленные поражения мозговых структур;

  • эндокринные нарушения;

  • нарушения анатомической целостности и функциональные нарушения анализаторных систем;

  • генетическая обусловленность;

  • опыт переживания психотравмирующих ситуаций;

  • дисгармоничные условия воспитания (гипо- и гиперопека);

  • эмоциональная, информационная или сенсорная депривация, ранняя длительная госпитализация.

Симптомы задержки психического развития

  • Неустойчивость эмоционально-волевого функционирования, обусловленная его недоразвитием; лабильность (подвижность) эмоционального фона от отстраненной замкнутости до болезненного сниженного настроения и приступов гнева;

  • не соответствующие нормам данного этапа развития интеллектуальные показатели;

  • психический инфантилизм, проявляющийся в характерных суждениях, составе речи, поведенческих проявлениях, коммуникации;

  • педагогическая запущенность на фоне низкой обучаемости;

  • нарушение обучения навыкам письма и чтения, речевые расстройства и дефекты;

  • расстройства памяти и мышления;

  • плохо сформированные коммуникативные навыки, взаимодействие с окружающими поверхностное, ситуативно обусловленное.

Диагностика задержки психического развития

  • Консультация психотерапевта, невролога;

  • нейропсихологическое обследование;

  • патопсихологическое исследование;

  • клинико-психологическое интервью.

Терапия задержки психического развития

  • Комплекс коррекционных мер психолого-педагогической и социально-реабилитационной направленности, включающий деятельность различных специалистов (логопедов, дефектологов, психологов, специальных педагогов по системе Монтессори, неврологов, психиатров) и нацеленный на стимулирование и поддержку темпов нормального развития ребенка;

  • применение психофармакологических препаратов из группы ноотропов, нейролептиков и витаминов группы В.

Профилактика задержки психического развития: развивающие игры, социально-педагогические и психолого-реабилитирующие мероприятия, проведение занятий с дефектологическим, логопедическим, моторно-развивающим акцентом.

Прогноз По сравнению с умственной отсталостью необратимого характера, задержка темпов психического развития имеет относительно благоприятный прогноз. Своевременно предпринятые меры по психолого-педагогической коррекции и социальной адаптации позволяют нормализовать темпы развития ребенка.