Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение психического и психологического развития в детском возрасте. Заключается в снижении темпа развития и его отставания от нормы у отдельных психических функций – мнестической (функция памяти), когнитивной, речевой, эмоционально-волевой – или их сочетаний. Задержка психического развития характерна для детей младшего школьного возраста; если же клиническая картина заболевания сохраняется и прогрессирует в более старшем возрасте, то о ней говорят уже в рамках умственной отсталости.
Задержку психического развития принято дифференцировать на:
ЗПР конституционального происхождения;
ЗПР соматогенного происхождения;
ЗПР психогенного происхождения;
ЗПР церебрально-органического происхождения.
Группы риска: дети, находящиеся в неблагоприятных условиях развития или перенесшие родовые травмы.
Причины задержки психического развития
Дородовая, внутриутробная травматизация центральной нервной системы, интоксикация или инфицирование;
органически обусловленные поражения мозговых структур;
эндокринные нарушения;
нарушения анатомической целостности и функциональные нарушения анализаторных систем;
генетическая обусловленность;
опыт переживания психотравмирующих ситуаций;
дисгармоничные условия воспитания (гипо- и гиперопека);
эмоциональная, информационная или сенсорная депривация, ранняя длительная госпитализация.
Симптомы задержки психического развития
Неустойчивость эмоционально-волевого функционирования, обусловленная его недоразвитием; лабильность (подвижность) эмоционального фона от отстраненной замкнутости до болезненного сниженного настроения и приступов гнева;
не соответствующие нормам данного этапа развития интеллектуальные показатели;
психический инфантилизм, проявляющийся в характерных суждениях, составе речи, поведенческих проявлениях, коммуникации;
педагогическая запущенность на фоне низкой обучаемости;
нарушение обучения навыкам письма и чтения, речевые расстройства и дефекты;
расстройства памяти и мышления;
плохо сформированные коммуникативные навыки, взаимодействие с окружающими поверхностное, ситуативно обусловленное.
Диагностика задержки психического развития
Консультация психотерапевта, невролога;
нейропсихологическое обследование;
патопсихологическое исследование;
клинико-психологическое интервью.
Терапия задержки психического развития
Комплекс коррекционных мер психолого-педагогической и социально-реабилитационной направленности, включающий деятельность различных специалистов (логопедов, дефектологов, психологов, специальных педагогов по системе Монтессори, неврологов, психиатров) и нацеленный на стимулирование и поддержку темпов нормального развития ребенка;
применение психофармакологических препаратов из группы ноотропов, нейролептиков и витаминов группы В.
Профилактика задержки психического развития: развивающие игры, социально-педагогические и психолого-реабилитирующие мероприятия, проведение занятий с дефектологическим, логопедическим, моторно-развивающим акцентом.
Прогноз По сравнению с умственной отсталостью необратимого характера, задержка темпов психического развития имеет относительно благоприятный прогноз. Своевременно предпринятые меры по психолого-педагогической коррекции и социальной адаптации позволяют нормализовать темпы развития ребенка.