Аутизм представляет собой нарушение психического развития, основные проявления которого приходятся на возраст 2–2,5 года. Это расстройство возникает вследствие нарушения развития нервной системы. Характеризуется дефицитом социального общения и взаимодействия, ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Похожие состояния, при которых наблюдаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.
Факторы риска развития аутизма
Патология беременности.
Генетические нарушения.
Вакцинации.
Органические поражения центральной нервной системы в период внутриутробного развития или во время родов.
Причины аутизма
Некоторые исследователи считают, что аутизм вызывают различные сочетания вероятных, а также еще не известных причин. Достоверных причин аутизма на данный момент не установлено, их изучение продолжается.
Симптомы аутизма
У детей, страдающих аутизмом, нарушаются потребность в общении и способность к социальному взаимодействию. Их интересы, поведенческие реакции и действия отличаются стереотипностью. Характерны многократные повторения движений, например встряхивание руками или покачивание головой. При этом слух, зрение и другие органы чувств не страдают. Ребенок видит и слышит, но не желает принимать участие в разговоре, общих детских играх.
Уровень интеллектуального развития может быть разным, однако в 70% случаев отмечается его снижение.
Диагностика аутизма
Аутизм, как правило, выявляют в 3–5 лет. Течение заболевания может быть разным, поэтому делать прогнозы не берется ни один грамотный специалист.
Тревожные звоночки аутизма:
при нормальном слухе ребенок не откликается на свое имя;
не удерживает контакт глаза в глаза;
не пытается включиться в игру, поделиться чем-либо, что-то попросить у взрослых или детей;
дефицит совместного внимания – ребенок не пытается привлечь постороннее внимание к заинтересовавшему его явлению или предмету.
Родителям следует понять и принять, что их ребенок особенный, он – аутист и останется таким на всю жизнь.
Доктор работает с маленьким пациентом длительное время, уточняя степень нарушения психики и адаптационные возможности. Некоторых детей можно обучить только основным навыкам ухода за собой – умыванию, одеванию, приготовлению пищи. В то время как другие аутисты могут учиться в обычной школе и даже заканчивать вузы.
Аутистам сложно социализироваться. Могут возникать проблемы с обучением, в большинстве случаев у них нет возможности создать семью.
Терапия аутизма
Главные лекари – родители. Именно от их любви, заботы и бесконечного терпения во многом зависит прогноз.
С детьми-аутистами следует много работать: общаться по специальным программам, заниматься их социализацией и адаптацией.
Коррекция детского аутизма должна быть комплексной. Она включает в себя постоянную работу родителей, педагогов, психологов, при необходимости – медикаментозное лечение.
Ведущая роль отводится психолого-педагогической деятельности:
аутичным детям необходимо постоянство, они плохо реагируют на перемены;
коррекция аутизма должна стать образом жизни на долгие годы;
обучение и адаптация осуществляются родителями при постоянном контроле детского психолога.
Важно! Иногда аутисты достигают больших высот. Так, австралийская писательница Донна Уильямс приобрела известность, несмотря на особенности своей психики.
Предупредить развитие аутизма невозможно.