Шепелявость – патология развития речи, при которой человек испытывает определенные трудности с произношением некоторых звуков и произносит их неправильно. Как правило, шепелявость возникает при произношении свистящих и шипящих звуков. При этом человек совершенно не испытывает дискомфорта при произношении слов без проблемных звуков. Более того, пациент прекрасно понимает речь других людей и не испытывает дефицита в словарном запасе.

 

Шепелявость является одной из вариаций более широкого по распространенности заболевания – дислалии. Дислалия – это общее понятие для проблем, возникающих у людей с произношением определенных звуков. Например, дислалия, которая связана с трудностью произношения звука [р] – называется ротацизм, трудности с произношением [л] – ламбдацизм.

Причины развития шепелявости

 

Причин, которые вызывают неправильное произношение слов, может быть несколько. Отдельные причины можно сформировать в группы по общему признаку:

 

Врожденные анатомические аномалии и органические нарушения:

  • Укороченная уздечка верхней губы или подъязычная уздечка

  • Слишком большой язык (макроглоссия)

  • Толстые губы

  • Микроглоссия – укороченный язык

 

Аномалия развития костного аппарата лицевой части черепа:

  • Готическое нёбо (высокий свод)

  • Неправильный прикус

  • Расщелины, заячья губа

  • Широкие межзубные промежутки – диастемы

 

Социальные причины:

  • Подражание детей - взрослым

  • Подражание взрослых – детям

 

Травмирование лицевой части черепа – переломы, вывихи и прочее.

Нарушения слуха – тугоухость

Генетическая предрасположенность

 

Нарушение дикции и шепелявость причиняют пациенту социальный дискомфорт. Люди, испытывающие подобную проблему становятся более замкнутыми, молчаливыми. Социальная активность снижается так, как человеку становится трудно донести свою мысль оппоненту. В тяжелых случаях шепелявости развивается комплекс неполноценности, человек более раздражителен, чем обычно, пребывает в постоянном стрессе.

Симптомы шепелявости

 

При появлении шепелявости пациент сначала старается избегать использования в речи труднопроизносимые слова. Однако, наступают моменты, когда пациенты не могу исключить проблемные слова. При произношении с шепелявостью пациенты начинает испытывать психологический дискомфорт и замыкаться в себе.

Человек становится менее социальным, избегает живого общения с людьми, предпочитая современным заменам общения – интернет.

Некоторые пациенты (чаще дети), обладающие шепелявостью, путают некоторые звуки, употребляя их неуместно для определенного слова.

Также различают физиологические виды шепелявости, встречающиеся у детей. Как правило, такая шепелявость проходит сама собой в возрасте 5-6 лет.

Диагностика шепелявости

При обнаружении проблем у ребенка с произношением определенных звуков необходимо проконсультироваться у логопеда, дефектолога. Врач должен получить наиболее подробную картину, сопутствующую развитию шепелявости:

  • Течение беременности, какие были роды

  • Внешний осмотр и выявление органических дефектов у ребенка

  • Консультация стоматолога – наличие неправильного прикуса, диастем и других стоматологических патологий

  • Консультация логопеда

  • Также следует выяснить степень ознакомления ребенка с правильностью произношения некоторых звуков, грамматики, слуховой памяти

  • Определяется словарный запас ребенка (при шепелявости он не должен быть нарушен).

Терапия шепелявости

 

Шепелявость требует индивидуального подхода и длительного комплексного лечения. Если причинами шепелявости выступают органические нарушения полости рта – проводится консультация соответствующего специалиста, а также встает вопрос о возможном оперативном вмешательстве (при патологии уздечки, расщелине неба и пр).

После восстановления всех аспектов, отвечающих за правильность речи с ребенком должен работать психолог и логопед. При развитии комплексов пациент должен пройти социальную реабилитацию одновременно работая с логопедом. Положительный эффект дает логопедический массаж, логопед проводит занятия, где проводится правильная постановка проблемных звуков.