Нарушения внимания – невозможность избирательно направлять восприятие на какой-либо объект. Обусловлены органическими поражениями мозга, атрофическими, нейроэндокринными процессами, могут быть вызваны стрессовыми, эмоционально заряженными ситуациями или другими психогенными факторами. Входят в структуру клинической картины многих психических и неврологических расстройств и состояний – эпилепсии, депрессии, панического расстройства, синдрома гиперактивности и дефицита внимания, олигофрении, неврастении и других расстройств.
Нарушения внимания принято классифицировать относительно его функций:
нарушение концентрации внимания – рассеянность внимания;
нарушение объема внимание – снижение объема воспринимаемой информации;
нарушение устойчивости внимания – лабильность, скачкообразность внимания;
нарушение переключаемости – инертность внимания;
нарушение интенсивности – истощаемость внимания.
Группы и факторы риска
Лица пожилого возраста;
индивидуальные психофизиологические особенности.
Причины нарушения внимания
Органические поражения мозговых структур;
атрофические, дегенеративные нарушения структур головного мозга;
нейроэндокринные процессы;
стрессовые, эмоционально тяжелые ситуации и другие психогенные факторы;
интоксикация;
инфекционные заболевания;
сосудистые нарушения головного мозга.
Симптомы нарушения внимания
Рассеянность внимания – человек не в состоянии концентрировать внимание на одном или нескольких объектах;
снижение объема воспринимаемой информации – пациент не в состоянии воспринимать большое количество информации;
лабильность, скачкообразность внимания – интересы и занятия больного постоянно сменяются.
Диагностика нарушения внимания
Патопсихологическое обследование;
нейропсихологическое обследование;
консультация невролога, психиатра: клинико-анамнестическое интервью.
Терапия нарушения внимания
Ноотропные препараты и стимуляторы мозговой активности;
методы электростимулирования коры больших полушарий и подкорковых структур головного мозга токами малой интенсивности;
иглорефлексотерапия;
методы психолого-педагогической коррекции.
Прогноз В большинстве случаев нарушение внимания носит приступообразный характер, имея тенденцию к нарастанию при тяжелых физических и эмоциональных нагрузках. При применении своевременной комплексной терапии возрастает возможность достижения длительной ремиссии.
В целом профилактика направлена на тренировку и развитие основных параметров внимания: концентрации, устойчивости, переключаемости, объема и интенсивности внимания.