Австралия – одно из самых удивительных и необыкновенных мест во всем мире, которое славится своими восхитительными достопримечательностями. Страна не перестает привлекать путешественников своим географическим, природным и экскурсионным разнообразием.
Австралия относится к числу стран с развитой системой здравоохранения, высокий уровень которой обусловлен совокупностью исторических, политических и экономических факторов, возможностей и внимания, традиционно уделяемого социальной защите австралийцев. Так, на охрану здоровья населения ежегодно выделяется 8-10% общегосударственного бюджета. Страна входит в первую двадцадку по показателю средней продолжительности жизни.
Австралия относится к группе стран со смешанной системой здравоохранения — то есть существует как государственное медицинское страхование, так и частное. Все врачи, скорая помощь, частные и государственные больницы, аптеки работают через систему социального и медицинского страхования.
Постоянные резиденты обязательно оформляют страховку, которая носит название Medicare Card. За страховку человек платит сам по базовой ставке 1,5%. По этой карте можно получить помощь в любой государственной больнице.
Базовое звено медицинской системы — врач общего профиля (General Practitioner, или попросту GP), отдаленный аналог российского участкового терапевта. Частные GP и узкие специалисты, работающие вне клиник, принимают по индивидуально установленным ценам. Medicare в данном случае засчитывается лишь как часть оплаты. Оставшаяся сумма вычисляется с оглядкой на стандартную «справедливую цену», которую ежегодно определяет Департамент здравоохранения для каждого основного вида медуслуг. Для посещения частных медицинских учреждений желающие покупают специальные страховки Community Rating. Они очень дороги, но высокая стоимость отчасти возмещается правительством.
В Австралии действуют 705 государственных больниц неотложной помощи, 48 государственных психиатрических больниц, 323 частных клиники неотложной помощи в психиатрии, 203 государственных лечебницы и 124 государственных профилактория. Есть в стране еще и так называемые государственные медицинские центры АСТ. В них работают медицинские сестры и врачи-педиатры. Центры эти предоставляют следующие услуги: прием детей и проведение программ иммунизации, стоматологическая и ортопедическая помощь, физиотерапия, медицинское обслуживание пожилых людей. Кроме того, центры оказывают разнообразную консультативную помощь. Многие из этих услуг бесплатны.
Важное преимущество больниц Австралии — их весьма приличная материальная база. Клиники оснащены современным оборудованием, в госпиталях пациентам предлагаются комфортабельные палаты с новой мебелью и качественное питание. Следует отметить, что частные клиники благоустроены намного лучше государственных. И персонал там зачастую более квалифицированный. Прибыль позволяет коммерческим организациям здравоохранения обеспечивать привлекательные заработные платы для сотрудников.
Большая площадь Австралии и территориальная отдаленность многих небольших населенных пунктов и фермерских хозяйств вызвала серьезные трудности в оказании неотложной медицинской помощи и госпитализации жителей. Одним из путей решения этой проблемы стала «Королевская служба летающих докторов» (The Royal Flying Doctor Service – RFDS). Служба функционирует с мая 1928 года, располагает 21 базой (Национальное бюро службы находится в г. Сиднее) и насчитывает около 50 специально оборудованных самолетов. Служба работает круглосуточно, обеспечивая примерно 35 тыс. медицинских перевозок за год. Кроме непосредственных авиаперевозок, служба осуществляет заочные (телефоном, по радио) консультации.
Клиники Австралии предоставляют широкий спектр медицинских услуг. Однако ввиду удаленности страны местные медучреждения не пользуется большим спросом среди медицинских туристов из России и Европы. Австралия представляет собой привлекательное направление лечебного туризма в основном для жителей Индонезии и Филлипин по причине более развитой и безопасной медицины, а также в связи с налаженными миграционными связями.
Тем не менее, в Австралии имеются уникальные лечебные источники, минеральные воды и целебные средства, на базе которых построены различные медицинские учреждения или лечебницы и SPA-курорты, которые круглый год принимают всех желающих поправить свое здоровье.
Как правило, если пациент отправляется на лечение в Австралию, он едет по рекомендации или своего лечащего врача, или на основании отзывов личных знакомых, которые лечились в конкретной клинике у конкретного врача.
Тем не менее, есть ряд обязательных условий для самостоятельного поиска медучреждения за рубежом. Во-первых, поиск клиники для лечения должен в первую очередь учитывать опыт в лечении интересующего пациента заболевания ее специалистами. Можно поинтересоваться у российских врачей, какие больницы и медицинские учреждения Австралии в данной области медицины считаются наиболее опытными и успешными. Сейчас многие врачи участвуют в международных программах, бывают на семинарах и, скорее всего, этой информацией владеют.
Далее можно изучить интернет-сайты крупных клиник, где, как правило, представлена вся необходимая пациентам информация – направления лечения, квалификация врачей, ориентировочная стоимость основных процедур, фотографии и видео клиники, ее детальное описание.
Следующий шаг — это установление контакта с клиникой. Идеально, чтобы не терять времени даром, позвонить специалистам международного отдела интересующей клиники и поговорить с ними напрямую. Однако позволить себе это могут лишь те, кто хорошо владеет английским языком. Поэтому в большинстве случаев вместо звонка целесообразней отправить в клинику письмо-запрос.
В запросе следует коротко обрисовать ситуацию, написать диагноз, если он установлен, а также указать свою фамилию, имя и отчество, возраст и контактную информацию (e-mail и телефон). В конце письма обязательно следует задать вопросы о возможности лечения, его примерной стоимости и сроках. К запросу необходимо приложить отсканированные медицинские документы.
После изучения высланного запроса клиника дает ответ о возможности медицинской помощи. Кроме того, в ответном письме пациенту должны сообщить о предлагаемых методах лечения, его ориентировочных сроках лечения и стоимости.
Если полученный ответ совпадает с ожиданиями пациента, далее с представителями клиники обговаривается схема оплаты медицинских услуг и обсуждаются юридические гарантии на случай непредвиденных обстоятельств и медицинских осложнений.
Дальнейшая подготовка не представляет сложностей. Необходимо приобрести авиабилеты, оформить визу, забронировать отель и подобрать туристическую страховку. Также следует уточнить в клинике, как решаются вопросы с трансфером из аэропорта в больницу и услугами переводчика на весь период лечения — чаще всего эти услуги предоставляются за дополнительную плату.
Лечение может проходить в стационаре, но если терапию можно проводить без госпитализации, пациент может проживать вне клиники. Частные клиники предлагают пациентам комфортабельные палаты, по своему оснащению и удобству не уступающие гостиничным номерам. Предварительно можно выбрать и оплатить палату необходимого уровня комфортности. В случаях, когда пациенту требуется провести несколько дней в клинике, как правило, это входит в стоимость операции.
Если планируется амбулаторное лечение, пациент может забронировать для себя и сопровождающих лиц номер в отелях неподалеку от выбранной клиники. Можно также забронировать апартаменты, которые не уступают отелю по уровню комфорта, но обойдутся значительно дешевле.
Иностранных пациентов обслуживают медучреждения частного сектора, расценки в которых для клиентов, не имеющих страховки, достаточно высоки. Так, посещение профильного специалиста обойдется в 120 долларов, простая операция по удалению аппендикса будет стоить 332 доллара, а удаление катаракты – 682 доллара. Простой вызов врача на дом может обойтись в 125 долларов, а цены на лечение зубов начинаются от 50 долларов (верхний предел не определен). Скорая помощь приедет и заберет больного, но после этого будет выставлен счет. Доставка больного в больницу на расстояние до 50 км будет стоить 280 долларов.
Стоит также учитывать, что стоимость лечения или операции зависит от состояния конкретного пациента и формируется из его индивидуальных показателей.
С иностранными пациентами австралийские медучреждения работают, как правило, по системе предоплаты. Внесение суммы на счет клиники возможно до приезда в страну или непосредственно перед началом лечения. Варианты взаиморасчетов и формы оплаты следует уточнять с выбранной клиникой на стадии заключения договора.
Если пациент по тем или иным причинам не хочет или не может самостоятельно организовать поездку на лечение, он может воспользоваться услугами фирм-посредников. При выборе посредника следует учитывать несколько важных моментов.
Организация должна иметь официальную регистрацию в России или Австралии. Очень много незарегистрированных предпринимателей предлагают свои посреднические неквалифицированные услуги. Обращение к подобному посреднику чревато его безответственным поведением и некачественным оказанием услуг. Поэтому при контакте с компанией следует попросить показать свидетельство о регистрации.
Лучше отдавать предпочтение компаниям, где ключевые лица – работники с высшим медицинским образованием. Перевести медицинскую информацию, поговорить с принимающей клиникой грамотно могут только специалисты. Поэтому не нужно стесняться просить у ключевых лиц (старшие специалисты, консультанты) предоставить соответствующий диплом. В солидной компании сопротивляться желанию медицинского туриста не станут.
Для облегчения решения визовых и организационных вопросов серьезная компания всегда имеет представительство в крупном городе России, большей частью в Москве. Если у фирмы есть представительство, можно юридически всегда спросить за нарушения договора по оказанию услуг. При этом важно, чтобы на сайте посреднической компании был указан не просто телефон в России, а реальный адрес, куда можно обратиться. Многие организации дают только прямой российский телефон. Но это еще не значит, что у компании есть офис на территории России.
Следует отдавать преимущество компании, которая работает на рынке не менее двух лет.
При обработке запросов по поводу лечения чрезвычайно важна скорость реагирования. Профессиональная компания предоставит предложение по организации лечения, как правило, в течение 24 часов. Однако следует принять во внимание, что это не относится к редким заболеваниям или особо тяжелым случаям, которые требуют более длительных консультаций.
В предложении должны быть указаны основные данные пациента, диагноз, в какой клинике предполагается лечение, его примерная стоимость, сроки приезда в клинику и дальнейшие шаги. Именно здесь можно выявить, работает ли компания напрямую с клиниками либо через цепочку посредников. Чем больше времени проходит от запроса до получения информации, тем больше посредников в этой цепочке.
Компания должна предоставить на выбор несколько вариантов лечения в разных клиниках страны. Нередко бывает, что посредники работают только с одной клиникой, и, соответственно, они ограничены в поиске наиболее подходящего пациенту лечения.
Посредник должен быть в состоянии предоставить услуги переводчиков в той клинике, куда направляется пациент. Причем переводчики должны иметь медицинское образование или опыт работы в сфере медицинских переводов не менее 2-х лет. Поэтому рекомендуется в текст договора включить пункт о профессиональной подготовке переводчика.
Компания должна предложить не только клинику, но и сервис: оформление или продление паспортов, оформление виз, бронь отеля, покупка авиабилетов, решение других организационных вопросов. Если человек желает поехать на диагностику, то хорошо, если компания может предложить и туристические услуги.
Желательно, чтобы компания-посредник предложила постгоспитальные медицинские мероприятия. В рамках этой опции компания- посредник направляет пациента в российскую клинику, с которой у нее налажены связи. При этом она выбирает клинику с надлежащими диагностическими возможностями и обслуживанием. Таким образом, пациенту не нужно самому ездить за границу на обследования, и за его здоровьем ведется необходимое наблюдение.
Для поездки в Австралию для граждан России не требуется предварительно делать никаких прививок (они требуются только для туристов из тех стран, где распространена желтая лихорадка). Но туристам, отправляющимся на «зеленый» континент все-таки рекомендуется сделать прививку от брюшного тифа. Прививка состоит из одной инъекции, которую надо сделать не позже, чем за две недели до поездки.
Для оформления визы в Австралию необходимо оформить страховку, это является обязательным условием.
Жителям России и стран СНГ, независимо от цели и длительности пребывания в Австралии, необходимо получать визу. Это можно сделать в посольстве Австралии в Москве.
Для получения медицинской консультации и лечения выдается, так называемая, «виза для лечения» (Medical Treatment Visa). Срок ее действия составляет 3 месяца, но если есть нужда продолжить лечение, то существует возможность продлить срок действия этой визы до 12 месяцев, но при этом главное условие - нахождение в это время на территории Австралии. При первичной подаче заявления на визу к прочим документам следует приложить документ, подтверждающий необходимость прохождения лечения на территории Австралии.