Информационные материалы об аутизме. Рекомендации родителям детей с РАС.
Ранее неверно считалось, что аутизм – это вид детской шизофрении, со всеми вытекающими печальными последствиями, вплоть до применения медикаментозного вмешательства. Однако по мере изучения стало приходить понимание, что это такое, и можно корректировать этот недуг.
Последние исследования показывают, что один из восьмидесяти восьми детей страдает данным отклонением, причем среди мальчиков недуг встречается в разы чаще.
Аутизм является врожденным пороком. Предположительно это связано со сбоем в генетике. Однако абсолютно точно можно утверждать, что аутизм никак не связан с воспитанием, и его причиной не может быть приобретенная душевная травма.
Проявляется аутизм в первые три года жизни малыша. Заподозрить его можно уже с полутора лет, и чем раньше начинается терапия, тем благоприятнее прогноз.
Как ни печально это признавать, но в настоящее время в нашей стране отсутствует развитая государственная программа по поддержке и реабилитации детей-аутистов. А потому выявление и коррекция аутистического типа развития ребенка становится задачей, решать которую должны в первую очередь родители. И потому важно, чтобы они точно знали симптомы, по которым можно предположить у малыша аутизм.
Кроме того, существуют еще некоторые аспекты, на которые стоит обратить внимание родителям:
Важно отметить, что наличие какого-либо из вышеперечисленных признаков еще вовсе не говорит о том, что ребенок страдает аутизмом. Однако, если родители замечают у своего малыша двух и более из вышеперечисленных типов поведения – необходимо как можно раньше обратиться к специалисту. Своевременное начало терапии, проведение развивающих коррекционно-педагогических занятий мобилизует ресурсы детского организма и восстанавливает его. При правильной скоординированной работе родителей и детского психотерапевта со временем у ребенка восстанавливаются все нарушенные сферы: эмоциональная, моторная и речевая.
Развивающие игры для детей-аутистов помогают малышам адаптироваться в социуме, улучшить контактность с окружающей средой, укрепить связь с родителями, скорректировать нежелательное поведение, подготовиться к взаимодействию с другими детьми в детском саду и школе (обычных или специализированных).
В отличие от нейротипичных ровесников, аутята склонны надолго «застревать» на стадии знакомства с предметным миром. Основным мотивом их действий с предметами и игрушками являются сенсорные свойства предметов, привлекающие аутичных малышей. При этом ребенок может отказываться использовать предмет по прямому назначению, однако любить его за какое-то отдельное сенсорное свойство («приятность» на ощупь, определенный звук, издаваемый предметом, его цвет и др.).
В таком отношении к предметам есть положительная сторона: сенсорные свойства предметов, приятные малышу, можно использовать в качестве основы для игровых действий, с помощью которых он будет развиваться. Именно поэтому в коррекционной работе наиболее часто применяются сенсорные игры для детей с аутизмом. Цель таких игр – раскрыть перед малышом как можно более широкий спектр чувственных ощущений.
Cтереотипные игры, являющиеся одной из «визитных карточек» маленьких аутистов, тоже можно направлять в продуктивное русло, присоединяясь к ним и постепенно отучая ребенка от длительного бесцельного повторения одних и тех же действий.
Подбирая наиболее эффективные развивающие игры с аутичными детьми, тераписты руководствуются целым рядом факторов, включая:
При этом необходимо учитывать уровень общего развития ребенка и его возраст, ведь иногда игра, подходящая малышу в 3 года, уже не приносит ощутимой пользы в 7 лет. Разумеется, в каждом конкретном случае “развивашки” подбираются индивидуально, но при этом существует и «общепринятая» градация игр для детей с РАС по возрастам.
Дети дошкольного возраста
Игры с аутичным ребенком в возрасте от 1 года до 4 лет могут включать в себя:
По мере того, как аутический «туман» в душе ребенка рассеивается, он начинает проявлять интерес к субстанциям, которые до этого отказывался трогать – например, к пальчиковым краскам, песку, пластилину, пене для лепки Playfoam и др.
Дошкольника от 4 до 6 лет стоит попытаться заинтересовать ролевыми играми, поскольку абсолютное большинство детей с РАС демонстрируют задержку в развитии навыка “ролевок”. Играйте с ребенком:
Сенсорные игры для аутистов дошкольного возраста могут включать в себя ритмичный стук по барабанам, музыкальные игрушки, раскачивание на качелях, кольцах или перекладине, лазание по шведской стенке, кружение на вращающемся кресле, катание на детском автомобильчике или велобеге (маленьком велосипеде без педалей) и др.
Дети школьного возраста
Игры для детей с диагнозом «аутизм», достигших школьного возраста, должны развивать:
С аутичным ребенком младшего школьного возраста можно играть:
Прекрасной “развивашкой” для младших школьников станут различные танцевальные движения и гимнастические упражнения под ритмичную музыку. Включите веселую мелодию с четким ритмом и предложите ребенку потанцевать вместе, показывая ему разные движения, которые он должен будет повторять. Можно танцевать с мячом, скакалкой, лентой, любимой игрушкой.
Подростковый возраст
Занятия и игры для аутистов подросткового возраста развивают контактность с ровесниками и способствуют более глубокому пониманию собеседника. К таким развивающим занятиям относятся:
Для разработки и применения методик, которые не только дадут положительные результаты в работе с детьми с РАС, но и использование которых приведет к максимально высоким результатам, важно учитывать все особенности, которыми обладают данные дети. Правильно подобранная методика и ее своевременное применение способствуют наступлению значительного положительного эффекта в коррекционной и развивающей работе с детьми РАС.
Ученые Института детского развития Франка Портера Грэхама при Университете Северной Каролины (США) провели исследование более 29000 научных статей, посвященных методам работы с аутистичными детьми, в результате чего были выявлены самые надежные исследования по методам вмешательств при аутизме, начиная от рождения и до возраста 22 лет.
Методики коррекции аутизма направлены на снижение аномальных особенностей, связанных с аутизмом, а также для повышения качества жизни людей, страдающих аутизмом, и особенно детей.
Приведем краткое описание двадцати семи наиболее надежных методов коррекции аутизма на сегодняшний день.
Особенности развития детей с РАС
Чаще всего у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) наблюдаются особенности речевого развития - от полного отсутствия речи до еле заметных нюансов в интонациях. Некоторые дети овладевают навыками чтения достаточно рано, еще до того момента, как начинают говорить фразами. Нередко такие дети еще до поступления в первый класс осваивают школьную программу или, увлекшись каким-то одним предметом, знают его не хуже учителя.
Но все-таки у большинства аутичных детей интеллектуальное развитие происходит неравномерно. Они хорошо воспринимают зрительную информацию, уделяют большое внимание деталям. При этом, им сложно воспринимать общий смысл прочитанного текста или воспринимают устную речь очень фрагментарно. Потому им могут тяжело даваться занятия точными науками, например, математикой - ребенок умеет выполнять арифметические действия, но не понимает условия задачи.
Кроме того, у детей с РАС часто наблюдаются проблемы с сенсорной сферой - им неприятны громкие звуки или яркий свет. Некоторые аутичные дети нетерпимы к таким привычным для окружающих вещам, как запахи или прикосновения. То, что воспринимается другими, как странности в поведении, для детей с РАС причиняет большой дискомфорт, а иногда даже боль.
Несмотря на все вышеперечисленное, обучение таких детей в общеобразовательных заведениях, хотя и не гарантирует полного овладевания академическими науками, но все же помогает аутичным детям в социализации, расширении жизненного опыта и улучшении в коммуникации с окружающим миром. Кроме того, детям, которые ходили в обычную школу, гораздо проще чувствовать себя полноценными членами общества, чем после посещений коррекционных заведений.
Как организовано обучение детей с РАС в школе?
Для детей с РАС создаются ресурсные классы - отдельные кабинеты, где дети с особенностями развития занимаются по специальной программе, составленной в соответствии с их образовательными потребностями. Часть программы аутичные дети проходят в ресурсных классах, часть - в общеобразовательных, вместе с другими детьми. Бывает так, что после определенного времени ребенок с РАС полностью переводится на обучение в общеобразовательный класс. Решение об этом принимает учитель ресурсного класса.
Требования к программам для обучения аутичных детей прописаны в Федеральном государственном стандарте начального общего образования обучающихся детей с расстройством аутистического спектра. Всего на настоящий момент существует четыре варианта образовательных программ для таких детей. При выборе индивидуальной программы учитель ресурсного класса совместно с учителями общеобразовательных классов определяет наиболее приоритетные формы подачи информации, которые будут наиболее эффективными в каждом конкретном случае.
Как было сказано, иногда аутичные дети совсем не пользуются устной речью. Но это также не является препятствием для их обучения в общеобразовательных классах - сегодня существуют разнообразные средства альтернативной коммуникации, используя которые такие дети могут отвечать на вопросы, разговаривать, просить о чем-то. Для успешной адаптации таких детей в школах должны быть созданы условия, чтобы ребенок мог использовать все доступные ему средства коммуникации.
В последние годы, аутистические расстройства стали объединять под аббревиатурой РАС - расстройства аутистического спектра. Среди аутистических расстройств есть строго аутизм (Каннера, Аспергера, Ретта, атипичный), а также аутистическое поведение. Есть основания полагать, что в МКБ-11 Синдром Ретта будет выведен в самостоятельное расстройство, а аутистическое поведение - это еще не аутизм, как таковой.
Синдром Каннера:
Для синдрома Каннера в строгом смысле слова характерно сочетание следующих основных симптомов:
При использовании этих критериев важно:
В поле зрения специалистов ребенок обычно попадает не ранее 2-3 лет, когда нарушения становятся достаточно явными. Но и тогда родители часто затрудняются в определении нарушений, прибегая к оценочным суждениям: "Странный, не такой как все". Нередко истинная проблема маскируется более понятными для родителей мнимыми или реальными нарушениями - например, задержкой речевого развития или нарушениями слуха. Ретроспективно нередко удается выяснить, что уже на первом году ребенок слабо реагировал на людей, не принимал позу готовности при взятии на руки, а взятый - был необычно пассивен ("как мешочек с песком", иногда говорят родители), боялся бытовых шумов (пылесоса, кофемолки и т. д.), не привыкая к ним со временем, обнаруживал необычайную избирательность в еде, отказываясь от пищи определенного цвета или вида. Для некоторых родителей такого рода нарушения становятся очевидными лишь задним числом при сравнении с поведением второго ребенка.
Синдром Аспергера:
Как и при синдроме Каннера, определяют коммуникативные нарушения, недоучет реальности, ограниченный и своеобразный, стереотипный круг интересов, отличающие таких детей от сверстников. Поведение определяют импульсивность, контрастные аффекты, желания, представления; нередко поведению недостает внутренней логики.
У некоторых детей рано обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих. Логическое мышление сохранено или даже хорошо развито, но знания трудно репродуцируются и крайне неравномерны. Активное и пассивное внимание неустойчивы, однако отдельные аутистические цели достигаются с большой энергией.
В отличие от других случаев аутизма нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии. Во внешнем виде обращает на себя отрешенное выражение лица, что придает ему "красивость", мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная. Выразительных мимических движений мало, жестикуляция обеднена. Иногда выражение лица сосредоточенно-самоуглубленное, взгляд направлен "внутрь себя". Моторика угловатая, движения неритмичные, с тенденцией к стереотипиям. Коммуникативные функции речи ослаблены, а сама она необычно модулирована, своеобразна по мелодике, ритму и темпу, голос звучит то тихо, то режет слух и в целом речь нередко похожа на декламацию. Отмечаются тенденция к словотворчеству, иногда сохраняющаяся и после пубертата, неспособность к автоматизации навыков и их реализации вовне, влечение к аутистическим играм. Характерна привязанность к дому, а не к близким.
Похож на аутизм, но в отличие от нет отставания в речевом развитии (молчит, не любит общаться, но вполне может это делать). Особенно характерно, что такие дети по отдельным направлениям (узконаправленная тематика) демонстрируют знания, значительно превышающие знания сверстников.
Синдром Ретта:
Синдром Ретта начинает проявляться в возрасте 8-30 мес. исподволь, без внешних причин, на фоне нормального (в 80 % случаев) или незначительно задержанного моторного развития.
Появляется отрешенность, утрачиваются уже приобретенные навыки, приостанавливается развитие речи, в течение 3-6 мес. наблюдается полный распад ранее приобретенного речевого запаса и навыков. Тогда же возникают насильственные движения "моющего типа" в кистях рук. Позднее утрачивается способность к удержанию предметов, появляются атаксия, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз. Жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание. В трети случаев наблюдаются эпилептиформные приступы.
К 5-6 годам тенденция к прогрессированию расстройств смягчается, возвращается способность к усвоению отдельных слов, примитивной игре, но затем прогредиентность болезни вновь нарастает. Наблюдается грубый прогрессирующий распад моторных навыков, иногда даже ходьбы, свойственный конечным этапам тяжелых органических заболеваний ЦНС. У детей с синдромом Ретта на фоне тотального распада всех сфер деятельности наиболее длительно сохраняются эмоциональная адекватность, привязанности, соответствующие уровню их психического развития. В дальнейшем развиваются тяжелые двигательные нарушения, глубокие расстройства статики, утрата мышечного тонуса, глубокое слабоумие.
К сожалению, современная медицина и педагогика не в состоянии помочь детям с синдромом Ретта. Мы вынуждены констатировать, что это самое тяжелое нарушение среди РАС, не поддающееся коррекции.
вопрос-ответ
Смотрите также
Полезные советы
Для организации
Для клиник и центров
Рекламные возможности
Запись к врачу - сервис поиска врачей, клиник, лекарст и диагностик.
© 2019