27 января 2022

Это стало серьезной проблемой и настоящим вызовом для медиков – ежегодно около полумиллиона пациентов по всему миру умирает по этой причине. По прогнозам экспертов, цифра в будущем будет только расти, превышая количество летальных случаев, вызванных онкологическими заболеваниями. Говорится, что из-за невосприимчивости к действию антибиотиков мы можем ожидать до 10 миллионов смертей в год.

В настоящий момент в ряде особо сложных случаев медиками практикуется использование антибиотиков-карбанепемов – препаратов, имеющих очень широкий спектр антимикробной активности, включая многие грамположительные и грамотрицательные аэробы и анаэробы. Они считаются резервными медпрепаратами, но даже к ним многие патогенные бактерии уже выработали устойчивость.

Поиском выхода из сложившейся ситуации занимаются медики по всему миру. И вот недавно  российские ученые из Ставропольского государственного медицинского университета объявили, что открыли способ, позволяющий вернуть части антибиотиков эффективность в воздействии на патогены. Речь идет о создании препаратов на основе антимикробных пептидов (АМП), вырабатываемых организмами для борьбы с инфекциями и опухолями.

Пептиды обладают положительным зарядом, что позволяет им связываться с отрицательно заряженными мембранами патогенной бактерии и проникать внутрь, разрушая ее целостность и негативно влияя на синтез РНК и ДНК.

По заявлению руководителя проекта Альберта Болатчиева, внедрение подобных технологий осложняется их дороговизной. Однако можно осторожно предположить, что предложенный подход позволит вернуть чувствительность патогенов к классическим антибиотикам.

Проведенные эксперименты на золотистых стафилококках, вызывающих сепсис и пневмонию, а также штаммах синегнойной палочки, клебсиеллы и ацинетобактера, которые являются причиной менингитов и гнойных инфекций, показали эффективность как самостоятельного применения пептидов, так и в сочетании с антибиотиками. Последних в комбинации с АМП требовалось в три раза меньше.

Несмотря на положительный результат проведенных исследований, ученым еще предстоит оценить адаптивную способность бактерий к пептидам. Тем не менее, механизм направленной коагрегации, когда пептиды за счет своих отличительных свойств взаимодействуют с целевым белком, может стать основой для нового класса антибиотиков, способных решить проблему резистентности бактерий.

22 декабря 2021
Уникальное открытие ученых: найден способ отключить ген, отвечающий за распространение рака
Изучая процесс распространения раковых клеток в организме, ученые из Принстонского университета (США) обнаружили ген, который играет ключевую роль в развитии метастаз данного заболевания.
17 января 2022
Учёные обнаружили антитела, подавляющие коронавирус и его штаммы
Учёные обнаружили антитела, которые могут способствовать более эффективному лечению широкого спектра сарбековирусов - семейства вирусов, включающего коронавирус SARS-CoV-2 и его штаммы.
Разработан чувствительный биосенсер для раннего обнаружения рака
Китайские исследователи создали электрохимический биосенсер, который обнаруживает маркеры рака в жидкой биопсии.
Импульс добра − открытие Общероссийской студенческой смены по инклюзивному волонтерству и инклюзивному туризму