13 мая 2022
Зеленый чай, шоколад и орехи могут вызывать рак толстого кишечника

Удивительное открытие сделали израильские ученые из Центра иммунологии и раковых исследований Еврейского университета. Специалисты в ходе своих изысканий заинтересовались, почему рак тонкого кишечника встречается так редко - всего в 2% случаев всех злокачественных заболеваний желудочно-кишечного тракта. В то время, как остальные 98% случаев онкологии приходятся на соседний, гораздо меньший по объему, отдел - толстую и прямую кишку.

Было сделано предположение, что разница может быть обусловлена тем, что в этих двух отделах кишечника различается количество бактерий и иных микроорганизмов. В тонком кишечнике их очень мало, а в толстом, напротив, насчитываются миллиарды.

Чтобы разобраться, связаны ли между собой кишечная микрофлора и риск возникновения онкологии, исследователи провели эксперименты на мышах, введя им в тонкий и в толстый кишечник мутантный белок p53. В норме этот белок призван защизать здоровые клетки от перерождения в злокачественные. Однако в случае его мутации, p53 как раз способствует росту и распространению опухолей.

В ходе исследования ученых ждало неожиданное открытие: в тонком кишечнике мутантный белок снова стал нормальным. Причем стал подавлять рост раковых клеток даже лучше, чем обычный. В толстом же кишечнике такого не наблюдалось - белок не только не переключился, но и начал активно провоцировать возникновение и рост злокачественных образований.

«Мы были просто ошеломлены тем, что наблюдали, — вспоминают ученые. — Благодаря кишечным бактериям мутантный белок p53 играет роль доктора Джекилла и мистера Хайда — в тонком кишечнике он атакует раковые клетки, а в толстом, наоборот, помогает им расти». Ключевую роль бактериальной среды в этом процессе позже подтвердили экспериментально: с помощью антибиотиков кишечные бактерии были убиты, после чего мутировавший белок p53 прекратил свое разрушающее воздействие в толстом кишечнике.

Далее перед специалистами стояла задача выяснить, каким образом кишечная микрофлора способствует пагобному воздействию белка p53. Оказалось, что виной всему химические соединения, которые производят кишечные бактерии, перерабатывая антиоксиданты — вещества, в высоких концентрациях присутствующие в ряде продуктов. Как уже неоднократно указывалось в различных научных работах, именно антиоксиданты способствуют защите клеток от оксидативного воздействия - повреждения свободными молекулами кислорода. Потому продукты, богатые антиоксидантами - зеленый и черный чай, шоколад, ягоды, фрукты, орехи - считаются крайне полезными для организма. Однако, как выяснилось, у антиоксидантов, как и у белка p53, двойственная природа. Диета, богатая этими веществами создает в толстом кишечнике среду, чрезвычайно благоприятную для развития рака.

В связи с этим, отмечают ученые из Израиля, пациентам с наследственной предрасположенностью к раку толстой и прямой кишки стоит более внимательно подходить к рациону своего питания.

Специалисты назвали табакокурение главной медико-социальной проблемой общества
Ежегодно от употребления табака умирает около 6 миллионов человек, из которых более 600 тысяч – так называемые «пассивные курильщики». Поэтому курение считается одной из самых серьезных медико-социальных проблем современности.